График приёма звонков

Пн-Пт: 1100-1900

Какой сервиз «самый-самый»? Удивительные рейтинги удивительных комплектов посуды

Сегодня, при всем разнообразии стилей сервировки, красивый сервиз не теряет своей актуальности, оставаясь столь же популярным атрибутом столового дизайна, как и несколько веков назад. Некоторые историки уверенно называют дату появления в Европе первых сервизов – 1708 год. Именно тогда в немецком городе Майсене Иоганн Фридрих Бёттгер, алхимик и придворный аптекарь при короле Августе II, открыл секрет создания фарфора.

Фрагмент фрески. Слева король Август II, в центре Иоганн Фридрих Бёттгер

Заслугой Бёттгера является то, что его технология не была похищена у китайских мастеров, которые в большой секретности производили фарфоровые изделия, начиная с XIV века. Алхимик создал собственный «рецепт» изготовления бисквита – особо прочного сорта фарфора, позволявшего создавать тончайшие элементы художественного декора, ставшего визитной карточкой знаменитой Мейсенской мануфактуры. Именно здесь родилось чудо под названием «Лебединый сервиз». И это один из самых-самых… Впрочем, об этом стоит поговорить подробнее.

Самый большой сервиз

Согласитесь, современным хозяевам, трудно представить за своим столом сразу сотню гостей. А во времена саксонского короля Августа III подобные приемы были не редкостью, и обставлялись они с потрясающей роскошью. Такое удовольствие вполне мог себе позволить королевский премьер-министр Генрих фон Брюль. Граф всегда отличался умением устраивать самые дорогие обеды и поэтому не поскупился и заказал сервиз на сто персон, причем на фабрике по производству самого дорогого мейсенского фарфора. Заметим, что столь шикарное приобретение отнюдь не разорило графский бюджет, поскольку Брюль являлся управляющим данного предприятия.

В 1737 году за создание уникального комплекта посуды берется немецкий скульптор-миниатюрист Иоганн Иоахим Кендлер. К этому времени Кендлер заслужил титул королевского придворного мастера и создал немало произведений, которые для нас выглядят как классика барокко, а на ту пору считались новаторством в производстве посуды и декора.

Будущий шедевр создавался Иоганном Кендлером в содружестве со скульптором больших форм Иоганном Фридрихом Эберляйном. Оба Иоганна посвятили 10 лет своей жизни созданию сервиза, который и поныне остается самым знаменитым творением европейского фарфорового искусства. В 1746 году Кендлер и Эберляйн представили окончательный вариант грандиозного «Лебединого сервиза», состоящего более чем из 2 200 предметов. И здесь мастера проявили новаторский по тем временам подход – впервые в дизайне европейской посуды из фарфора был сделан акцент не на росписи, а на рельефе.

«Лебединый сервиз»

Фигуры белоснежных царственных птиц стали главным мотивом декора, присутствующим на большинстве изделий. Великолепный лепной узор состоял из множества утонченных деталей, соответствующих водной тематике. Среди скульптурных миниатюр, украшающих белоснежную посуду, часто встречаются мифологические персонажи: русалки, нимфы, тритоны. Особое значение авторы придавали накладным скульптуркам в виде цапель, улиток и камышей. Этот художественный прием стал своеобразным комплиментом владельцу сервиза, Генриху фон Брюлю, чья фамилия в переводе с немецкого означает «болотистая местность».

В состав сервиза входили не только привычные изделия для роскошной аристократической сервировки, но и предметы особого предназначения, например, кувшины для лимонада с вермутом, компотницы и чаши для цитрусовых. В комплекте было также множество аксессуаров — канделябры, колокольчики, кольца для салфеток, подставки для меню. Многие из элементов носили чисто декоративный характер — статуэтки, вазы, бонбоньерки.

В наши дни отдельные предметы из оригинального сервиза XVIII века можно встретить в различных музеях и в частных коллекция. Однако легендарный «Лебединый сервиз» — это не только история. Производство знаменитого мейсенского фарфора процветает и в наши дни. И по заказу состоятельных клиентов фабрика производит прекрасную посуду, дизайн которой разработали почти три века назад гениальные саксонские скульпторы. Стоят эти изделия очень дорого, но некоторые современные сервизы намного превосходят их в цене.

Мейсенский фарфор

Самый дорогой сервиз

Это звание трудно присудить одному комплекту посуды. Если не брать в расчет историческую ценность старинных шедевров из фарфора, то самыми дорогими современными сервизами можно считать гарнитуры от французской фабрики De Lamerie и португальского бренда Siala.
Почему же нельзя просто сравнить «ценники» и выяснить — какой сервиз дороже? Дело в том, что фиксированное количество предметов существует только в лимитированном тираже Siala, а французские мастера производят свою продукцию постоянно, формируя состав комплектов и создавая дизайн посуды по желанию заказчика. Поэтому стоимость гарнитуров от De Lamerie варьируется, но минимум, который придется заплатить за самый скромный сервиз на 6 персон — 30 тысяч долларов. Каждая работа уникальна и выполняется по индивидуальному заказу. Особенностью декора, украшающего тончайший костяной фарфор, является ручная роспись расплавленным 24–каратным золотом и инкрустация драгоценными камнями. Сервизы De Lamerie красуются на столах царственных особ Брунея и Омана, а также верховного шейха ОАЭ.

А вот португальские сервизы были созданы только в количестве 10 штук, и скорее не как посуда для сервировки, а как эксклюзивные экспонаты для страстных… и богатых коллекционеров. Поэтому комплекты от Siala и носят название Stravaganza, ведь надо быть весьма экстравагантным человеком, чтобы выложить за набор посуды от 150 до 250 тысяч евро. Мастерам бренда удалось разработать технологию, которая позволяет закреплять в фарфоре настоящие бриллианты. Таких камней в сервизе Stravaganza насчитывается 121, подлинность каждой драгоценности подтверждена сертификатом Кимберлийского процесса. Помимо бриллиантового блеска, посуду украшает сияние сусального золота высокой пробы.

Классическая красота этих сервизов — вне временных рамок и модных веяний. Но современные дизайнеры предлагают также множество новых и совершенно неожиданных решений. Следующая категория «самых–самых» сервизов вызовет у вас не только восхищение, но и удивление.

Самые необычные сервизы

Конечно, креативность невозможно измерить никакими показателями. Поэтому право выбора самого неординарного сервиза мы оставим за читателями нашего блога. А нас больше всего поразили три уникальных варианта.
Нельзя не оценить талант и целеустремленность Генриха Ванга, дизайнера из Тайваня. В своих белоснежных творениях он гармонично сочетает урбанизм и древнекитайские мотивы. Примечательно, что задумку Ванга не принимал ни один бренд по производству керамики, поскольку она оказалась слишком технически сложной. Дизайнер нашел идеальный выход из этой непростой ситуации и создал свой собственный бренд, который успешно воплощает в жизнь его гениальные идеи.

Дизайнер из Нидерландов Эстер Хёршнер удивила не только смелой задумкой для чаепития в стиле ню, но и новым взглядом на чайный сервиз как на вариант презента для мужчин. Ведь традиционно такая посуда преподносилась в подарок хозяйкам уютного дома. А эти изделия с пикантным рисунком, несомненно, придутся по вкусу современным джентльменам. Ни малейшего намека на вульгарность — только утонченная красота и изящество линий.

Искренний восторг вызывают работы еще одной креативной леди — Рэйчел Боксбойм из Израиля. Прежде чем сервиз обретет свою керамическую форму, Рэйчел выкраивает и сшивает его из ткани. Причем ткань берется грубой фактуры или кружевная — чтобы потом, при заливании фарфоровой массой сохранялась текстура материала. В результате получаются изделия не только оригинальной «мятой» формы, но и с имитацией тканевой поверхности.

Самый безвкусный сервиз

«Полное отсутствие стиля!.. Хаотичное смешение стилей!.. Безвкусица!... Пошлость!..» — самые нелестные эпитеты искусствоведов приходятся на адрес самого популярного в недавнем прошлом сервиза. А ведь еще и сейчас во многих домах можно найти вожделенную мечту советских хозяек, которая и название носила не самое оригинальное — «Мадонна». Позолота с перламутром, красочная роспись в виде полуобнаженных девушек, фигурные формы. Пожалуй, всего было слишком много и сделано было грубовато, чтобы отвечать требованиям утонченного вкуса знатоков. Но в пору, когда даже посуду в горошек не всегда можно было найти в магазинах, эти изделия были действительно роскошным вариантом для незамысловатой сервировки 70-х годов.

Сервизы производились изначально в Германии, а затем, с увеличением спроса, производство «Мадонн» для советских столов запустили и в Чехословакии. И этот ассортимент действительно был ориентирован на потребителя из союзных республик, поскольку популярным, или хотя бы мало–мальски известным, в Европе он так и не стал. Справедливости ради надо заметить, что фарфор был прекрасного качества, а дизайн… Зачем нам вступать в бессмысленные споры о вкусах? Сервизы «Мадонна» сегодня пользуются спросом у коллекционеров, а у многих из нас вызывают добрые ностальгические воспоминания.

Сервиз — это не только удобный и красивый набор посуды, при помощи которого вы легко можете создать стильную сервировку. Это выражение вашей индивидуальности, вашего отношения к уюту и красоте домашнего очага. Неспроста именно эта продукция является классическим подарком к семейному празднику и впоследствии передается из поколения в поколение.

Коллекция Villa Grazia — сервизы, которые мы выбирали для своих близких друзей, для вас!

Посмотреть все столовые сервизы

Хотите первыми получать письма о новых коллекциях, акциях, скидках и мероприятиях? Подпишитесь на рассылку Villa Grazia!

Оставьте ваш комментарий или вопрос!

  • Ваше имя*
    e-mail*
  • Ваш комментарий*
  • Проверка на спам*:

    Ответ
    Ответ правильный :)
    Ответ пока неправильный :(