График приёма звонков

Пн-Пт: 1100-1900

Фарфор — вековое путешествие из Поднебесной в Европу

Нежный и тонкий, или прочный и долговечный — какие определения наиболее точно характеризуют свойства такого элитного материала, как фарфор? Конечно, все и в равной степени. Уникальная продукция из особого вида керамики в течение почти полутора тысяч лет остается актуальной в элитных сервировках и фешенебельных интерьерах. Фарфоровая посуда и декор всегда являлись атрибутом роскоши и отражали степень благосостояния владельца. Но статусность и высокая цена не являются критериями, за которые эти изделия высоко ценятся и хозяевами стильных домов, и экспертами HoReCa. Сегодня фарфор — это невероятное разнообразие дизайнов при традиционном качестве, проверенном веками.

Коллекция посуды Victorian Garden

История фарфора

Не откроем истин, а лишь припомним общеизвестный факт — производство фарфора зародилось в Китае, приблизительно в VI -VIII веках нашей эры. Некоторые историки даже определяют более точную «дату рождения», считая, что китайское изобретение было явлено миру в 620 году. Долгое время в Поднебесной способ производства фарфора являлся государственной тайной, которую хранили не за семью печатями, а за страхом наказания смертной казнью, что было намного надежнее. Европейским путешественникам и вовсе запрещалось приближаться к мастерам, обладающим редкостными даже для своей страны навыками.

Коллекция посуды Daydream

Может поэтому хитрецами, которым удалось овладеть великим секретом, оказались не гости из Европы, а соседи из Кореи. Спустя 500 лет после рождения фарфор вышел за границы своей родины и в X веке стал производиться подданными династии Корё. Химический состав корейской глины дал интересный эффект — сырье получалось не слегка серого или молочного цвета, как в китайских изделиях, а с аристократическим нефритовым оттенком. Эти различия позволяют не только искусствоведам, но и коллекционерам древнего фарфора определить происхождение, а иногда и возраст керамических артефактов.

Серый, зеленоватый, молочный… Но как же легендарная фарфоровая белизна? Ведь мы привыкли считать этот материал эталоном белоснежности. И не случайно, поскольку именно в Европе было изобретено такое совершенство как костяной фарфор, обладающий не только чистотой палитры, но и уникальной прочностью. А создан он был экспериментальным путем в XVIII веке, когда английские мастера методом проб и ошибок пытались определить состав сырья дорогих изделий, привозимых с Востока. И новым элементом стала костная мука, которая была на ту пору инновационным ингредиентом, позволившим создать самый дорогой и качественный вид фарфора.

Виды фарфора

На время оставим в стороне разговоры об эстетике и разберемся: что же представляет собой фарфор, и каким он бывает. Отличия от обычной керамики есть как в составе сырья, так и в технологии изготовления. Для производства используется особый вид белой глины — каолин, к которому добавляется кварц и полевой шпат. В процессе высокотемпературного обжига каменные частички расплавляются, смешиваясь с каолиновой основой. В результате получается плотный материал для изготовления тонкостенной посуды, издающей при постукивании чистый звонкий звук. Такие изделия при разглядывании напротив яркого источника света становятся немного прозрачными, и это характерный признак, по которому оригинальный фарфор легко отличить от подделки.

Существуют три основных вида материала

  • Твердый. Именно его много веков назад начали производить в Поднебесной. В процентном соотношении состав немного варьируется, но приблизительно в керамической массе содержится около половины каолина и по четверти кварца и шпата. Для придания смеси твердости и прозрачности требуется неоднократный обжиг при температуре не менее 1400 °C. При выходе из печи этот материал имеет молочно-серый оттенок. Он довольно устойчив перед образованием сколов и трещин, но все же при падении, увы, разбивается.
  • Мягкий — одна из старинных европейских версий. Содержит в составе гораздо меньше каолина и намного больше кварца. Обжиг такие изделия проходят при температуре около 1300 °C. Материал получается менее прочный, чем твердый или костяной фарфор, но имеет приятный кремовый цвет и на его поверхность превосходно ложатся краски. Поэтому он используется в основном для производства декора и художественных произведений. Если рассматривать мягкий и твердый виды при большом увеличении, то их поверхность будет напоминать чуть пористую яичную скорлупу, в отличие от гладкого по структуре и очень плотного костяного фарфора.
  • Костяной. Элита среди фарфоровой продукции. Помимо белой глины и каменного порошка в состав сырья входит около 50% костной муки. Этот ингредиент изготавливается методом пережигания и последующего измельчения в порошок костей животных. После формовки посуда проходит два этапа высокотемпературного обжига: при 1300 °C и 1100 °C. В результате этого сложного процесса материал приобретает свойства, которые сделали его лидером среди всех видов фарфора. Изделия из него отличаются белоснежным оттенком, при удивительной тонкости стенок они очень прочны и поэтому позволяют воплощать самые гениальные замыслы дизайнеров.

Дизайн фарфоровой посуды

Каким бы ни был дизайн фарфоровой продукции, обязательным для всех изделий этапом является покрытие глазурью. После обжига на готовый предмет наносится сверкающий глянцем слой и после застывания получается … фарфоровое бельё. Именно так называются не расписанные изделия, которые уже могут отправляться в продажу. Классический белоснежный фарфор никогда не выходит из моды, он всегда выглядит аристократично и универсально дополняет сервировку любой палитры.

Но, согласитесь, было бы скучно все время выбирать только белый фарфор лишь по форме или вариантам декоративного рельефа. К счастью, современный производитель предлагает огромное разнообразие расцветок: от роскошной старины до современного креатива. Для росписи посуды используются два метода, названия которых приоткрывают секреты технологического процесса.

Подглазурная роспись производится по обожженной непокрытой фарфоровой заготовке, затем поверх рисунка наносится прозрачная стекловидная смесь и изделие проходит еще одну стадию высокотемпературного обжига.

Надглазурная роспись осуществляется уже по глянцевому покрытию готового изделия белого цвета — фарфоровому белью, о котором мы уже упоминали. Этот способ дает возможность применить более богатую палитру, поскольку после нанесения рисунка изделие отправляется в печь, разогретую до относительно невысокой температуры около 800 °C, которую могут выдержать, не меняя оттенка, большинство красок, включая золотые и серебряные. При сильном нагревании пигменты проникают вглубь покрытия, а затем расцветка закрепляется еще одним слоем глазури.

Не стоит относиться к фарфоровой посуде как к дорогому музейному экспонату или как к раритету из времен бабушкиной молодости. Этот замечательный материал пережил немало веков для того, чтобы оставаться актуальным и востребованным в любую эпоху. И современные дизайнеры неустанно черпают идеи для своего вдохновения, обращаясь к очень древнему и вечно молодому виду керамики, которому до сих пор нет конкурентов на рынке эксклюзивной посуды непревзойденной красоты и безупречного качества.

Предлагаем вам убедиться в этом лично и познакомиться с ассортиментом фарфоровой продукции, представленной в Villa Grazia.

фарфоровая посуда

Хотите первыми получать письма о новых коллекциях, акциях, скидках и мероприятиях? Подпишитесь на рассылку Villa Grazia!